На данный момент написания этой статьи литий — полимерные аккумуляторы (LiPo) лидеры по отдаче тока и поэтому моделисты всех стран с радостью перешли именно на них. Что такое LiPo аккумулятор, это специальный полимер который насыщен литий содержащим раствором.
Преимущество LiPo:
- Так например LiPo при одинаковом весе способны отдавать больше энергии чем NiCd в 4-5 раз, а NiMH в 3-4 раза.
- Количество рабочих циклов 500-600. За два года аккумулятор теряет всего ~ 20% ёмкости.
- Бывает два типа — быстро разрядные (Hi) и обычные. Если например в обозначении есть 3С 1000мА, это говорит о том, что такая батарея способна без вреда для себя отдавать ток до 3А, а если 40С 1000мА, то ток в 40А не проблема для такого аккумулятора. Можете себе представить сколько ампер сможет отдавать аккумулятор 40С 3S 5000мА, ему под силу крутить стартер настоящего автомобиля, только подключать его надо в параллель штатному свинцовому аккумулятору и делать очень короткие толчки, чтобы тонкие проводки не пыхнули огнем!
- Обычные же Липошки (простонародное название LiPo) применяют в электронике не требующей больших разрядных токов, мобильных устройствах, инструментах и в обозначении таких не применяется боква (С). Буква (S) в обозначении указывает сколько банок в аккумуляторе.
Что боятся LiPo:
- Высокая температура аккумулятора намного страшнее чем низкое напряжение. Не следует при разряде допускать нагрев аккумулятора более чем 60°С (произойдет самовозгорание или взрыв!)
- При использовании на воздухе в холодный сезон обязательно выдержать аккумуляторы в тепле перед использованием.
- Вздутие аккумулятора, как результат химических процессов внутри него, как следствие деградация, физическое старение, уменьшение ёмкости.
- При нарушении достаточно мягкой оболочки батареи, или изменении её формы возможны возгорание и даже взрыв! Даже если кажется, что после крушения самолета ничего не произошло с батареей, но ЧП может произойти при последующей зарядке!
Разрядка LiPo:
- Минимальное напряжение разряженной банки аккумулятора не должно опускаться ниже 2.5B, но лучше не рисковать и не опускать ниже 3.3В иначе начинается отложение солей и количество циклов уменьшается, а также возможно внутреннее короткое замыкание и соответственно вызовет сильный разогрев, возгоранию и даже взрыв. Поэтому в обязательном порядке надо использовать звуковые индикаторы, которые издают громкий писк при подходе аккумулятора к минимальным значениям напряжения в любой из банок.
- Для совершенно новых аккумуляторов, первые три разрядки надо сделать током 3-5C. Это позволит расконсервировать элементы (выработать ингибитор), выровнять напряжение по банкам и набрать полную емкость.
Зарядка LiPo:
Осторожно! Лично я всегда заряжаю аккумуляторы вне дома, чего и всем рекомендую, это связано с большим количеством самовозгораний!
- Напряжение заряженной банки не должно превышать 4,2В, при перезаряде возможен взрыв.
- Заряжать надо только интеллектуальными зарядными устройствами с функцией балансировки, иначе произойдет перезаряд отдельных банок.
- Ток заряда смотрим в характеристиках конкретного аккумулятора, но лучше всего заряжать током ≤1С, это продлит срок службы аккумулятора.
- LiPo аккумулятор не имеет эффекта памяти, поэтому не надо делать разрядку перед зарядкой.
- Нельзя заряжать батареи, которые хранились при низкой температуре в холодильнике, на морозе, обязательно надо их прогреть. Как последствие, это опять же самовозгорание!
- Надо отслеживать температуру аккумулятора во время зарядки. Так например заряжая током 1С батарея не должна греться, током 3С батарея может быть слегка тёплой, если происходит сильный нагрев, это говорит о том, что в процессе зарядки что-то идёт не так, немедленно отключайте аккумулятор от зарядного устройства!
- Некоторые зарядные устройства оснащены или имеют возможность подключения датчика температуры.
- После силового разряда в модели полёта батареи обычно ощутимо нагреваются. Следует дать им немного остыть перед последующим зарядом.
Хранение LiPo:
- Температура хранения от 5 до 28°С, по другим источникам от 0 до 10°С. Моделисты считают, что хранение аккумуляторов в холодильнике, есть лучший вариант и так они прослужат значительно дольше.
- Напряжение на банках 3.7-3.85В, это ~40% от полного заряда, именно с таким напряжением поставляются производителями LiPo аккумуляторы. В интеллектуальных ЗУ есть режим перевода LiPo в режим хранения. При хранении с другим уровнем заряда, они теряют свою ёмкость гораздо быстрее, которая затем не восстанавливается.
- LiPo аккумуляторы стареют, даже когда не используются, поэтому не надо покупать аккумуляторы про запас. При покупке обязательно проверить дату производства, ведь двух летний аккумулятор уже потерял как минимум 20% ёмкости.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.